«Человек, который не умеет говорить, не может сделать себе карьеру» Наполеон
«Заговори, чтобы я увидел тебя» Сократ
Со времен зарождения цивилизации, речь играла огромную роль для человечества. Речь фактически стала основным инструментом для общения между людьми. Была тем самым мостиком посредством которого мысли и чаяния предавались от одного человека другому, от одного человека обществу в целом, и являлась средством коммуникации в обществе. Эта исключительная роль речи очень актуальна и по сей день в наши дни. Поэтому практически во все времена было очень востребованы люди, которые красиво говорили, понятно и доходчиво излагали свои мысли.
Яркая и выразительная речь вызывает интерес, поддерживает внимание, воздействует на чувства и воображение, проникает в душу слушателей глубже. Речь становится образной и эмоциональной благодаря специальным художественным, выразительным и изобразительным приемам, традиционно называемым фигурами и тропами. Всем, кто желает влиять на публику словом, будь то устным или письменным, важно знать, как сделать свою речь более яркой и выразительной.
Еще Аристотель замечал, что оратор вещает не истину, а защищает и обосновывает свою позицию, а также мотивирует людей. Это доказывает, что само содержание речи и ее смысл не будут раскрыты полностью без учета особенностей восприятия. Чтобы лучше донести информацию до слушателей, сделать ее более понятной и хорошо организованной, можно использовать следующие приемы.
Как сделать свою речь более яркой и выразительной
1. Аллегория – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Пример: Прекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)
(А. Пушкин)
2. Аллитерация – повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума…
(С. Есенин)
3. Анафора – одинаковое начало нескольких соседних предложений.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
(О. Высотская)
4. Антитеза – сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.
«Сон и смерть» А. А. Фета,
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
5. Ассонанс – повторение в тексте одинаковых гласных звуков.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
(Б.Пастернак)
6. Гипербола – художественное преувеличение.
шаровары шириною с Чёрное море
(Н. Гоголь)
7. Градация – расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая)
или убывающей (нисходящая) значимости.
Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий)
8. Именительные темы – особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях.
Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!
9. Инверсия – нарушение прямого порядка слов.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле…
(А. Пушкин)
10. Ирония – тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Граф Хвостов, поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов…
(А. Пушкин)
11. Композиционный стык — повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н. Сладков)
12. Лексический повтор – повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)
13. Литота – художественное преуменьшение «мальчик с пальчик»
14. Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве .
Сонное озеро города (А. Блок).
Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина)
15. Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.
(А.С.Пушкин)
16. Многосоюзие – намеренное использование повторяющегося союза.
Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. (В. Инбер)
17. Окказионализмы – индивидуальные авторские словообразования.
…В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г. Смирнов)
18. Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов.
Туристы в родном городе. (Тэффи)
19. Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость…
(А. С. Пушкин)
20. Парцелляция – намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.
21. Перифраз – замена слова (словосочетания) описательным оборотом.
«люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса)
22. Риторический вопрос, восклицание, обращение – выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
(Н. Некрасов)
23. Ряды, парное соединение однородных членов. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста.
…Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С. Маршак)
24. Сарказм – едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры. Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.
25. Синекдоха – замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного.
Швед, русский колет, рубит, режет… (А. Пушкин)
26. Синтаксический параллелизм – сходное, параллельное построение фраз, строк.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)
27. Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А. Твардовский)
28. Умолчание – прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.
Баснь эту можно бы и боле пояснить
– Да чтоб гусей не раздразнить…
(И. А. Крылов)
29. Эллипсис – сокращение, «пропуск» слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.
Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.
(В. А. Жуковский)
30. Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.
Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум…
(Н. Некрасов)
Ставьте «Лайк» и делитесь с друзьями, если информация была полезна.
Если возникли вопросы-пишите в комментариях. Удачи вам и до встречи!